«Понты» как много в этом слове для сердца русского слилось. Всякий дебилизм «будь собой» оставляю первоклассникам, попытаюсь объективно:
Барышням приходится на свиданиях выслушивать от мужчин как круто они зарабатывают, каких влиятельных людей они знают. Лицезреть небрежно брошенные брелки от машин, кручение в руках айфонов последней модели и небрежное тыкание в женский глаз швейцарскими часами.
Парням в свою очередь заливают про невероятную сексуальную востребованность девушки, как буквально толпы мужчин осаждают её, но она «не такая», ну и естественно всеми силами показывается, что я «дорогая женщина». Начиная от сумок с лейблами размером с кирпич и заканчивая пластическими операциями.
На уровне бедных студентов или бомжей всё то же самое, но разговоры пожиже, шмот с телефонами попроще. Примеры утрированные, но от настоящих мастеров их отличает только навык тонкой и правильной подачи.
Наше общество классовое и те кто находятся выше по иерархической лестнице получают больше благ. А под благами мы понимаем власть, деньги, секс. Естественно находится много желающих завысить свой ранг, чтобы получить то, что честным путём не положено.
Далее тезисно, ибо каждый пункт либо отдельная статья либо книга.
1 Биологическая основа. Общение крутится вокруг взаимного вычисления объективной ценности друг друга. И соблазнение не исключение. Люди-человеки хотят отхватить себе партнёра получше, ну или понять можно ли его обмануть безнаказанно или лучше не надо. Основной вопрос в моей личке: «Девушки/парни есть, но они мне не интересны, хочу уровнем выше, но они меня отшивают. Что делать?»
И первое, что приходит вопрошающим на ум, донести до вожделенного объекта, что он не правильно вычислил. Как это сделать? Правильно! Понтоваться. Начинающий адепт понтов начинает с прямых заявлений: «У меня есть порше». Следующий эволюционный шаг- намёк: » Вчера был на закрытой презентации, только для постоянных клиентов, нового порше.» Мастер 80го уровня: «Давай я тебя подброшу до дома, моё корыто за углом бросил».
2 Статусные сигналы.
Обычно вербально не заявляют, как в примерах выше, ибо это совсем уж дно, а собственно самим наличием вещей подчёркивают свой статус. Большинство людей ведутся на внешнюю мишуру, а леность мозга не позволяет им включить критическое мышление. И собственно к какому классу вы принадлежите, окружающие определяют по социальным сигналам. Ключевое «определяют окружающие». Можно бесконечно мнить из себя аристократа, но если ваше окружение считает вас рабочим, вы и есть для него рабочий. В этом смысле деньги или ваши связи сами по себе ничего не говорят людям, но они есть ресурсы для того чтобы произвести нужное впечатление. Что толку от банковского счёта на миллионы, если человек видит не его, а вашу растянутую майку.
Статусный сигнал тем надёжнее и тем больше ему доверяют, чем сложнее его подделать и чем он «дороже». Одежда, телефон, автомобиль, недвижимость. Наличие чего из этого наиболее надёжный индикатор?
Я привожу материальные примеры (просто они проще), но статусным сигналом может быть, что угодно поведение, принадлежность к определённому кругу, знания, навыки и тд. И скорее это набор сигналов. Вернее их демонстрация.
3 Эффективность понтов.
а) А вот тут главная закавыка. Возьмём для примера апологетов понтов- рэперов. Тачки, тёлки, мешки денег. Аудитория кто? Школьники. Не важно, что тачки в лизинге или аренде, тёлки нанятый эскорт, а деньги напечатаны на принтере. Двухходовые комбинации не для среднего мозга. Ну есть конечно какие то серьёзные исполнители, с текстами, андерграунд и прочее, ну так и школоты в фанатах у них меньше. Объективная ценность школоты около нуля. На «колхоз» понты действуют на ура. Сюда же пикаперы со съёмными квартирами в центре Москвы на пятерых и накрученными инстагарамами. Их аудитория не устроенные в жизни девушки.
б) Приходите вы на свидание с девушкой с равной вам ценностью. Это значит, что в её окружении и опыте были мужчины равные вам и выше (если она не совсем «зелёная»). Начинаете размахивать цацками. Это её оттолкнёт, по одной простой причине цацки не аргумент, у её окружения они тоже есть и это норма. А раз вы акцентируете на них внимание, значит где то кроется подвох и желание подсунуть что то второсортное.
Про желание произвести впечатление на людей выше вас по положению внешними атрибутами вообще смешно. Это выглядит убого

4 Рентабельность понтов.
Понт- это статусный сигнал на показ, с целью впечатлить и собственно, что то с этого получить. И если вложения в понты себя окупают, то почему нет? Чуть больше чем все бизнес паблики и ютуб каналы раскручиваются по одной схеме: вот я в LA, вот на феррари, вот меня девочки любят, а здесь я кушаю устриц и тд. Цель мероприятия набрать подписчиков до того как вас раскрыли и монетизировать внимание.
Цель пикапера пусть пыль в глаза и успеть получить секс, тк время работает против него. Понты увы дело дорогостоящее и чем больше времени проходит, тем больше шансов понять, что вы не тот за кого себя выдаёте.
Понты должны приносить больше, чем вы на них тратите.
Решение.
Для начала хватит, хотя это далеко не всё по теме.
1 Вы понимаете, что люди используют социальные сигналы и это можно использовать в своих целях. Больше того, вся публичная политика, шоубизнес, маркетинг, пиар их используют. Понты это нарочитое выпячивание этих сигналов. Поэтому перестаньте мыслить в категориях: понты- хорошо/плохо. Вас должно волновать выгодно/ не выгодно, есть результат/нет результата.
2 Чем глупее или неопытнее человек, тем больше он подвержен влиянию «пыли в глаза». Эффективность понтов зависит и от разницы ваших объективных ценностей с собеседником.
3 Отслеживайте у себя выставление ярлыков. Подвергайте сомнению автоматические выводы своего мозга. Например увидели человека на дорогом авто, сделали вывод, что он крутой мужик. Может авто в кредит? Его жены? Пытается произвести впечатление? Зачем?
4 Отслеживайте неосознанное желание показаться лучше, чем вы есть. Это неискоренимо, но можно контролировать. Если считаете, что нужно завысить свою ценность, делайте это осознано. Принимая риски, статус аудитории, вложения и возможность их вернуть.
5 Бонус для тех кто дочитал до конца. Хороший коммуникатор/соблазнитель с равными себе делает всё, что бы его ценность было сложнее вычислить. Это заставляет постоянно думать о вас и чем мозг больше тратит энергии на это, тем ценне вы становитесь для человека.